×
ГлавнаяВходРегистрацияБлог
ENEnglishENРусский

Как учителю освоиться в школе в свой первый год?

Классапер - платформа для преподавателей, учителей и репетиторов. Выдавайте тесты и задания учащимся, обменивайтесь документами, выявляйте пробелы в знаниях, общайтесь и многое другое.

Преподавание в школе – тяжелый труд, обязывающий к постоянному саморазвитию. Если выпускник педагогического вуза решил, что такая жизнь ему подходит, он готов учиться сам и учить других, он решает пойти работать по специальности. Всегда говорят: "Сложнее всего – начать!" – в преподавательской деятельности высказывание хорошо просматривается. 


Когда приходит новый педагог, ученики в первое время пристально следят за ним, пытаются анализировать действия, поведение. Пусть и своим, детским методом: каверзные вопросы, пристальные взгляды, попытки вывести человека из себя. Несомненно, учитель это замечает, но не всегда адекватно реагирует. Что нужно сделать в первую очередь?


Фото: firestock .ru /author /fireman/

Найти наставника среди коллег 

Конечно, это может бить по самолюбию человека, который только что завершил ВУЗ и чувствует себя профессионалом. Зачем искать наставника, если сам осведомлен обо всем? Не стоит так думать. Человек, работающий в учебном заведении на протяжении долгого времени, сможет ввести новичка в курс дела, разъяснить тонкости, стать советником. С ним можно разделить свои удачи и неудачи, поделиться страхами, получить поддержку. 


Не стоит забывать, что новичок это часть коллектива.

Фото: istockphoto .com

Профессия преподавателя не предусматривает отчужденность, обособленность. Он всегда находится в обществе, является его частью. Налаживание отношений с коллегами - важный пункт на пути к реализации себя в качестве профессионального педагога. В учительском коллективе часто возникают ситуации, когда нужно попросить или дать совет. Потому нужно быть доброжелательным и открытым человеком. Это не значит что нужно перезнакомиться и подружиться со всеми. Но приветливость будет оценена положительно. Стратегия "Я сам по себе" ошибочна. 

Нужно оставаться собой 

Дети до ужаса не любят фальшивые чувства, эмоции, поступки. Притом они сразу их чувствуют. Не нужно быть "строгим учителем", потому что "так надо". В первую очередь дети ценят искренность, открытость. У новичков часто просматривается феномен раздвоения личности. Сегодня учителю интересно послушать истории детей на переменках, приветливо улыбаясь, а завтра с каменным лицом говорить, что ему это неинтересно, или всем внешним видом показывать это. Стоит учесть, что детям такое неприятно, и к учителю отношение будет соответствующее. 


Вне зависимости от того, какого возраста дети, они мгновенно распознают фальшь. Заранее подготовленной роли не всегда получится соответствовать. Потому что человек не может постоянно притворяться. Быть самим собой – единственный правильный способ поведения. 


Это общие теоретические указания, способствующие построению фундамента во взаимоотношениях с коллегами и учениками в первые дни. Что же делать человеку в определенной ситуации, не имеющего преподавательского опыта за плечами? 


К/Ф "Очень плохая училка"

Поведение 

То, как ведет себя учитель в критических ситуациях, показывает детям, какой он есть на самом деле. По этому поведению можно сразу проанализировать человека. Чтобы не сделать лишнего, ввиду неопытности, нужно знать, как реагировать в конкретных случаях. 

  • Не следует строго следовать общепринятым правилам. Дети, которых постоянно держат "на крючке", ругают за неправильный взгляд в сторону, и подпертую голову рукой, могут спровоцировать бунт, что в итоге приведет к охлаждению взаимоотношений учителя и учеников. Учителю нужно установить определенные установки, дабы воссоздать подобающую обстановку для учебного процесса, но они не есть эталонным методом для поддержания контроля. 
  • Не нужно публично наказывать. Пристыдить человека на глазах всего класса – плохая затея, которая точно не пройдет бесследно для психики ребенка. Загнанный в угол ученик будет пытаться возражать. Это загонит ситуацию в тупик, причем настроение обеих сторон в корне испортится. Что же делать, если поведение ребенка, не вписывается ни в какие рамки? В таком случае, можно вывести его из класса, обсудить вопрос наедине. При этом беседа не должна содержать эмоциональную окраску. В большинстве случаев такая тактика работает, и ученику будет не стыдно вернуться в класс, показаться сверстникам. 
  • Не следует тратить энергию впустую, наказывая ребенка за сущие мелочи. Рекомендуется определить границу допустимого поведения среди учащихся. Если она пересекается, нужно дипломатично и аргументированно предъявить требования. 
  • Сохранять спокойствие. Стоит помнить, что повышенные тона никак не вызовут уважение со стороны аудитории. В отдельных случаях это может изрядно насмешить детей. Уважения можно добиться путем сдержанного решения возникающих непредвиденных обстоятельств, внутренних конфликтов. 
  • При любых обстоятельствах работать по плану. Ученики любят "проверять на прочность" своего наставника, но благодаря предусмотренным атакам, учителю не следует реагировать на мелкие замечания, колкие словечки. Очень быстро тактика даст плоды. 


Фото: areasam .ru

Построение отношений 

Налаживание отношений с классом – важнейшая часть преподавательской деятельности, а потому нужно грамотно подойти к этому аспекту. 

Нужно обращаться к ученикам по имени и отчеству, что автоматически создаст деловую атмосферу, настроит на работу. 

  • Обязательно следует ставить себя на место ученика. Дети – не роботы, которые слепо подчиняются указам. Они тоже люди, и конечно, они могут многого не понимать. 
  • Показать детям, что учителю не все равно ни них – правильный тактический ход, который будет располагать аудиторию к преподавателю. 
  • Не нужно пытаться изменить и перевоспитать детей. В особенности, дело касается проблемных детей. Всегда нужно найти способ понять, а не осудить. 
  • Простые вопросы, которые педагог задает учащимся, будут способствовать снижению напряжения в общении с новым человеком в школе. 

Таким образом, первый год работы в школе – самый сложный, так как человек не знает всех тонкостей организации рабочего процесса в ней. Если придерживаться общих и конкретных рекомендаций, процесс адаптации пройдет наилучшим образом.



Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях:

Последние посты

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности