×
ДомойО НасБлог

Я РЕПЕТИТОРЯ УЧИТЕЛЬЯ ТРЕНЕР

Геймификация в образовании

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Понятие геймификации 

Геймификация с каждым годом все сильнее внедряется во все сферы жизни современного человека, в частности, и в сферу образования. С одной стороны, она облегчает, автоматизирует учебный процесс, делает его более увлекательным, с другой – имеет ряд отрицательных последствий, которые, по мнению специалистов, оказывают негативное влияние на ученика. 

Фото: pixabay .com

Что собой представляет  

Сложно в современном мире найти человека, ни разу не игравшего в виртуальные игры. Считается, что играть в такие игры – удел детей. Но, как показывает статистика, любителей «зависнуть» в виртуальной реальности, больше среди взрослых. Одним игрокам нравится игровой процесс, другим – искать логические пути выхода из сложных ситуаций, третьим – попытка примерить на себя множество различных образов. Да и соревновательный момент очень затягивает. Конечно же, наибольшую популярность имеют компьютерные игры. Мало того, на этой базе создали способ неплохого заработка – участие в турнирах. Называется такой вид деятельности с профессиональной точки зрения киберспортом. Уже сейчас заработок на играх стал реальностью. Что будет дальше? 


Притягательные свойства игр можно задействовать не только в этой сфере, а и во многих других отраслях. Принцип называется геймификацией. Она базируется на применении игровых принципов в сферах, не связанных непосредственно с играми. Главной задачей геймификации является создание атмосферы, которая способна сплотить людей для достижения общей цели.  

Фото: cfochess .ru

Геймификация в действии 

Выделяют следующие категории игровых методов: 

  • Глубокая. Этот способ заключается в полном обустройстве процесса обучения, как в виртуальных играх. Часто изобретательные учителя выдумывают сценарии, головоломки, мнительные опасности, чтобы научить мозг ребенка быстро реагировать на резкие изменения в окружающей среде. К тому же, в экстренных ситуациях человеческий мозг активнее работает и запоминает больше, чем в условиях комфорта. 
  • Легкая. В этом случае не берется конкретная игра, в качестве запоминания игры, но берутся отдельные ее элементы. К общепринятому рабочему процессу добавляются некоторые соревновательные моменты, различные награды за быстроту, эрудицию, ловкость и другие характеристики. Плюс такого метода заключается в минимальной трате средств и времени на подготовку. Эффективность такого метода доказана наряду с глубокой геймификацией. 
  • Также существуют комбинированные методы, где полноценный игровой процесс берется в совокупности с наградами, баллами и другими составляющими. Это не влияет на эффективность получаемых знаний, однако, в сравнении со вторым методом, данный метод воспринимается не как непосредственный процесс обучения, а скорее как игра. 


Для того, чтобы разработать игры-симуляторы, то есть, осуществлять обучение методом глубокой геймификации, следует привлечь для разработки высококвалифицированных специалистов в тех областях, на которые направлено обучение. Так процесс изучения будет стопроцентно верным, дети получат наиболее важные и нужные знания. 


На основе внедрения игровой методики в сферу образования, стали создавать отдельные игры для обучения. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому создаются новые рынки, специализирующиеся на продаже игр, направленных на получение новых знаний. 

Фото: Сериал Школа рока

Чем хороша геймификация в образовании? 

Первое, и убеждающее преимущество заключается в том, что в игровой форме человеку нравится изучать новое, исследовать, думать. Кажется, близится то время, когда человеку снова будет интересно учиться. Всего лишь изменив форму подачи материала, меняется в корне и отношение человека к образованию. Будучи сосредоточенным, исключительно на игре, человек сам не замечает, как учится новому, получает знания подспудно.  


То, чего слишком много, – надоедает. Если постоянно слушать любимую песню, она перестанет быть любимой. Также и с учебой: если постоянно только и делать, что зазубривать материал, без общего понимания и наглядности, он ненужным грузом осядет в голове. 


Изучая материал в процессе игры, человек сразу же учится применять полученные знания на практике. Поэтому, в получаемой информации будет максимум теоретической практической полезности.  


Среди всех прочих плюсов, геймификация учит работе в команде, коммуникативным навыкам. В процессе общего прохождения «миссии» дети будут искать общие идеи, высказывать предложения, искать компромиссы – общаться, одним словом. Это будет интересно детям, так как приобретаемые навыки будут изучаться естественным путем, без гор книжек, тетрадей и страшных формул. Тем более, такие знания точно понадобятся в дальнейшей жизни, в отличие от теоремы Виета (конечно, не считая отдельных людей, решивших связать свою жизнь с математическими науками). 

Добавив в «игрообучаемый» процесс турнирные таблицы, можно задать детям вектор мотивации. Так, каждый захочет быть первым, развивая тем самым в себе лидерские качества. 


Во многих играх можно возвращаться на несколько ходов назад, исправляя сделанные ошибки. В процессе обучения такая функция очень хорошо работает. Сделав неправильный выбор или дав неправильный ответ, ученик, возвращается на несколько ступеней назад, дабы исправить ошибку. Совершив оплошность, человек лучше запомнит, где он был неправ и незаметно для себя самого, выучит правильный ответ. 

Фото: Kudret Göz pinterest .co .uk 

Что дает игровой подход в итоге? 

Если применять такой подход повсеместно, образование, за каких-то десять лет, выйдет на ранее невиданный уровень. Процесс проверки знаний будет проходить наглядно, где преподаватель будет видеть, на что способен конкретный ученик. 


Наверное, со многими была такая неприятная ситуация: человек учит, старается, тратит время, а троечник, просто пришедший на экзамен, безо всякого труда, сдает его на «отлично», а тот, кто усердно готовился, - на «хорошо». Почему? Второй больше приспособлен к перемене обстановки, все время думает, как бы «откосить» от работы или оправдаться, за невыполненное домашнее задание.  


В наглядной проверке способностей списывать будет не у кого, придется ориентироваться самому. Это послужит впоследствии более профессиональному отбору квалифицированных кадров на рабочие места. Тогда действительно достойные, умные и добросовестные люди будут занимать соответствующие должности. 


Геймификация, благодаря наглядности, показывает возможности, тип мышления, логические способности отдельного ученика. На основании этого, профессиональный преподаватель сможет безошибочно определить склонности ребенка к определенной деятельности, направить дальнейшее развитие его навыков в нужное русло. Изучать таким способом любые дисциплины, языки и техники. 


Игровой подход к обучению мотивирует узнавать что-то новое, даже на расстоянии. А значит, можно учиться дистанционно, притом эффективно.  

Недостатки геймификации 

Многие специалисты выразили неприятие данного метода. Это обусловлено тем, что здесь дети не зациклены на самом процессе учебы, а все так же стремятся освоить игровые техники, руководствуясь азартом. Ученик в процессе образования должен в первую очередь находить удовольствие в познании, а не только в игре. Специалисты считают, если исключить в подходе азарт, желание учиться исчезнет само по себе. 


А значит, нужно уметь соединять элементы виртуального и реального. Найдя золотую середину, человек сможет извлекать только пользу из данного подхода. Среди исследователей бытует мнение, что через несколько лет «игровые технологии» будут постепенно вытеснять устарелую программу обучения детей.  


Как оказывается, даже в таком, казалось бы, идеальном методе, есть свои недостатки. Но они есть и в теперешней системе образования. Кто знает, может, через двадцать лет и такая программа будет считаться устаревшей. Ибо в эпоху научно-технического прогресса сложно за чем-либо угнаться. 


Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях: