×
HomeSign inSign upBlog
ENEnglishENРусский

Как учителю поддерживать дисциплину на уроке

Classuper is a platform for teachers and tutors. Give tests and assignments to students, share documents, identify knowledge gaps, communicate, and more.

Дисциплина на уроке является необходимым условием для хорошего усвоения программного материала всеми учениками. Однако добиться ее бывает трудно не только молодым учителям, но и педагогам с большим стажем. Довольно часто на уроках дети шумят, играют в игры на телефоне, жуют жвачку или отказываются выполнять задания. Чтобы понять, как поддерживать дисциплину на уроке, необходимо выявить причины ее нарушения и на основе выводов искать подходящие методы.



Основные причины нарушения дисциплины

Причин плохого поведения учеников на уроке множество, но основными являются следующие:

  • нарушения нервно-психического развития детей. Таким детям сложно высидеть весь урок, поэтому они пытаются развлечь себя всеми доступными способами – разговаривают с соседом по парте, крутятся, залезают под стол;
  • попустительский стиль воспитания в семье. Современные родители часто заняты своими делами и дают ребенку полную свободу действий, не контролируя его. В результате дети не признают общепринятые нормы поведения, для них не существует запретов. Такие ученики обычно самоуверенны, при этом их самоуверенность часто граничит с хамством;
  • неверная расстановка акцентов при подготовке детей к обучению в школе. В настоящее время появилось множество развивающих центров, предлагающих подготовку детей к поступлению в первый класс. Да и в интернете родители могут найти разнообразные игры и занятия, с помощью которых они учат детей читать и считать. Разумеется, интеллектуальное развитие важно, но еще важнее научить ребенка слушать и слышать, спокойно сидеть в течение определенного времени, выполнять все требования педагога;
  • привлечение внимания к себе. Нередко ученики плохо ведут себя только для того, чтобы быть в центре внимания. Такое поведение присуще детям, которые не получают достаточного внимания со стороны родителей;
  • установление власти. Негативное поведение может быть вызвано и желанием установить свою власть над классом и учителем. Эти ученики бросают вызов педагогу, задевают его и не обращают внимания на замечания. Они провоцируют учителя, неуважительно отвечая ему или демонстративно защищая товарищей;
  • месть. Ученики, у которых имеется именно этот мотив, нередко выглядят злыми и недовольными. Они мстят не только за реальные, но и за воображаемые обиды. Иногда эта месть вызвана обидой, нанесенной другими людьми;
  • защита от возможных неудач. Такие дети не шумят и не отвлекают учителя или других учеников. Они просто не выполняют задания учителя, оправдываясь плохим самочувствием, могут просто уйти с урока. Подобное поведение вызвано завышенными требованиями ребенка к себе, его неуверенностью в своих силах;
  • эффект стадности, которому подвластно большинство учащихся. Чаще это присуще подросткам, которые стремятся стать «своими» в какой-то группе, получить признание одноклассников. Экстравагантные нарушения дисциплины помогают им добиться своей цели.

Таким образом, нарушение дисциплины на уроке – это не всегда плохое отношение к учителю и желание его задеть.



Советы учителям по поддержанию дисциплины на уроке

Зная причины плохого поведения учеников, можно подобрать наиболее эффективные методы для поддержания дисциплины. Вот некоторые из них:

  1. Установите для учеников границы дозволенного, разработайте конкретные эталоны поведения в стандартных ситуациях. Сделать это необходимо до того, как вы начнете требовать соблюдения дисциплины на уроке. Ведь если ребенок не знает, что можно и что нельзя, он не может соблюдать правила. Объясните учащимся, как они должны выполнять задания, отвечать на вопросы, сидеть за партой и т. д.
  2. Следите за речью, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Для привлечения внимания можно перейти на шепот или использовать необычную манеру говорить.
  3. Старайтесь обращать больше внимания на позитивное поведение учеников, поощряйте его. Если искать хорошее, то оно обязательно найдется.
  4. Не стоит постоянно говорить «прекрати», «нельзя», «нет».
  5. Научитесь распознавать сигналы, которые предупреждают о возможном взрыве в поведении учащихся. Найдите способы предотвратить плохое поведение. В случае, если вызов уже брошен, дети не повинуются, ведите себя уверенно и решительно.
  6. Ведите себя с учениками дружелюбно, будьте общительны, но не допускайте фамильярности, которая может привести к неуважению.
  7. Не поддерживайте свои популярность и авторитет с помощью уступок, идущих вразрез с вашими нормами.
  8. Не следует чересчур бурно реагировать на любую негативную ситуацию. Это может привести к тому, что незначительное событие перейдет в серьезное противостояние. Раздражение и гнев – самый неэффективный способ воздействия на человека любого возраста.
  9. Будьте примером собранности и самодисциплины. Все необходимые на уроке материалы должны быть под рукой, но в то же время иметь свое место. Переход от одного вида деятельности к другому должен быть постепенным.
  10. Тщательно готовьтесь к урокам, заранее продумывайте загруженность учеников на протяжении всего занятия. Разрабатывайте альтернативные планы и готовьте дополнительные материалы на случай, если возникнет пауза или останется время до конца урока. При отсутствии хорошей подготовки и четких требований нарушения дисциплины возникают чаще.
  11. Ведите себя таким образом, чтобы ученики видели, что вы – руководитель. Будьте решительны, учитесь направлять, ведь дети в течение короткого времени могут распознать неуверенность.
  12. Создавайте такие условия на уроке, чтобы даже дети с трудностями в обучении могли почувствовать себя лидерами. Это положительно сказывается на поведении учащихся. Для этого используйте поощрения, соотносите успехи ученика с его личными возможностями.
  13. Моделируйте с учащимися ситуации, позволяющие научиться преодолевать гнев, разочарование и обиду.
  14. В любой ситуации проявляйте к ученикам уважение, будьте вежливы с ними и сохраняйте спокойный тон при разговоре.
  15. Ведите себя последовательно, ведь если сегодня вы что-то разрешали, а завтра запретите или наоборот, дети придут в замешательство и перестанут понимать, как себя вести. Это может вызвать у них желание испытать границы дозволенного и привести к конфликту.
  16. Не требуйте невозможного, если вы не уверены в том, что ученик может выполнить ваше требование. Это может создать для учащегося ситуацию неразрешимого конфликта и нанести урон его эмоциональной сфере.
  17. Используйте разнообразные методы, приемы и наглядность, чтобы урок был увлекательным и содержательным. Но при этом придерживайтесь «золотой середины», чтобы не перевозбудить учащихся.
  18. Давайте ученикам возможность работать в группах. Желание хорошо выглядеть в глазах других будет отличным стимулом для позитивного поведения.
  19. Настойчиво и целенаправленно побуждайте детей к активности. Во время урока сначала обращайтесь с вопросом или замечанием ко всем, а уже затем – к конкретному ученику. Это позволит остальным поучаствовать в беседе, дополнить ответ или оценить его.
  20. Используйте похвалу даже при малейшем продвижении в учебе и при положительных тенденциях в поведении.



Помните, что умение поддерживать дисциплину на уроке, является одним из основных навыков педагога. И не теряйте чувства юмора, ведь в некоторых ситуациях достаточно доброй шутки, чтобы конфликт был исчерпан.




If you like this article you can share it on social media:

Recent posts

By clicking the button, you are giving consent to the processing of your personal data and agreeing to all terms and conditions of ourprivacy policy