×
ДомойО НасБлог

Я РЕПЕТИТОРЯ УЧИТЕЛЬЯ ТРЕНЕР

Как учителю правильно общаться с родителями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Учитель, наряду с родителями, ставит себе за цель воспитать умного, образованного, воспитанного ребенка. Школьная жизнь предусматривает родительские собрания, иногда педагог сам желает пообщаться с родителями отдельного ребенка. Совершенно точно, что общения с родителями никак не удастся избежать ни одному преподавателю. А потому, он должен знать, как подойти к любому родителю с конструктивной беседой. 



Тревога родителей 


К сожалению, часто диалог с родителями получается сложным, безрезультатным, неэффективным. У каждого педагога есть пример такого родителя. Одни считают, что довести ребенка "до ума" по факту обязан преподаватель, другие просто не справляются с воспитанием, и при этом сами честно признаются. 


Отчего появляются трудности в общении с родителями? Чтобы дать ответ на вопрос, нужно оценить эмоциональное состояние родителя на момент разговора. 


Учитель должен понимать, что любые неудачи родитель принимает на свой счет, а потому может реагировать резко, с пристрастием. Следует понимать, что родители никак не могут оценивать своего ребенка без пристрастия, как это делает педагог, а потому, объективную оценку возникнувшей проблеме, если такая существует, он зачастую не может. 


Для родителей процесс обсуждения трудностей ребенка очень сложен. Он влияет на эмоции и заставляет переживать. Тревожные эмоции, которые они испытывают, нередко связаны с прошлым опытом. Вполне вероятно, что другие учителя либо воспитатели нелестно или даже грубо отзывались о ребенке. Поэтому теперь они подсознательно боятся снова услышать подобную речь от педагога. Учитель всегда должен помнить, что родитель даже самые обычные замечания по поводу ребенка пропускает через себя. 



Основа взаимопонимания 


Родители, с которыми общается учитель по поводу неудач ребенка, всегда переживают и болезненно воспринимают замечания. Поэтому важно найти общий язык с ними для эффективного итога. Основой правильного взаимодействия педагога с родителем является доверие и контакт. Конечно, учителю не стоит думать, что его авторитет заставит родителя изменить свою точку зрения. Риторические вопросы по типу: "Как, разве вы сами не замечаете, что он.." только увеличит дистанцию понимания между взрослыми. 


Чего ждет родитель от учителя? 

Учитель должен знать, чего в свою очередь от него ожидает родитель, чтобы направить разговор в правильное русло. 


  • Прежде всего, родителю нужно слышать слова поддержки. Любому человеку будет приятно, что его понимают и поддерживают. Разговор в таком формате будет наиболее эффективным. 
  • Родителю важно знать, что они с учителем заодно, их цели совпадают. Если педагог показывает, что ему небезразлична судьба ребенка, родитель это чувствует. Тогда контакт намного проще наладить. 
  • На откровенном разговоре с преподавателем, родителю важно знать, что его ребенок не хуже других. Если у него что-то не получается, важно убедить родителя, что это временное явление, которое легко устранить. 
  • Родитель, посетивший родительское собрание, или вызванный индивидуально, ждет от педагога конкретных советов, рекомендаций. 


Естественно, все зависит от личностных характеристик родителей, их изначальный настрой, желание разобраться в проблеме. Но, как и в любом общении, важно то, как ведет себя преподаватель. Зачастую родители готовы прислушаться не к тому, что учитель говорит, а к тому, как он это делает. Ни в коем случае не нужно осуждать ребенка или родителей за возникнувшие проблемы. 



Приемы взаимодействия 


В первую очередь нужно отреагировать на беспокойство родителей, постараться успокоить, поддержать. Наиболее удачный вариант начать разговор с подобных слов: "Да, я понимаю, это на самом деле непросто". Простые фразы помогут родителю чувствовать себя услышанным. 


Нужно сделать акцент на том, что многие дети, в силу детского и переходного возраста, могут меняться, влезать в конфликтные ситуации со сверстниками и учителями. Так родитель поймет, что не только его ребенок такой "плохой". 


Важно поощрять старания родителя повлиять на ребенка, направить его энергию в правильное русло. Важно отметить достижения родителя в воспитании, перечислив положительные качества ребенка. Нужно подчеркнуть важность взаимодействия родителя с ребенком, сказать, как влияет авторитет самого родителя. 


В процессе общения важно сформировать общие установки, относящиеся к ребенку. Так получится стать для родителя союзником, а не оппонентом. 


Никто не знает ребенка лучше, чем его родитель. Вполне естественно сделать акцент на этом, что будет стимулировать анализ поведения именно родителем, чтобы тот сам для себя уяснил существование некоторых проблем. 


После окончания разговора важно поинтересоваться: что понял родитель из разговора, что он решил предпринять в дальнейшем. 



Ошибки в общении с родителем 


При попытке общения учитель своим поведением может испортить взаимоотношения с родителями. Даже если намерения его искренни, выразить их он может некорректно, что приведет к конфронтации. 


Главные ошибки процесса общения: 


  • Оценочные суждения. Притом они зачастую являются верными, но родители никогда этого не признают. Совершенно понятно, что не стоит этого делать. 
  • Не нужно говорить, что загвоздка заключается в самих родителях, что они применяют неправильную тактику воспитания. 
  • Не нужно ставить родителю в пример чужих детей. Это особенно некорректно. 


Нельзя утверждать, что вышеперечисленные способы взаимодействия помогут найти подход к любому. Специфические черты характера, опыт общения с предыдущими учителями, воспитателями, личные переживания родителей накладывают свои отпечатки. Никакой из приемов не гарантирует стопроцентного успеха, но они точно помогут сгладить углы. Возможно, родитель поймет, что цель педагога не унизить ребенка, а общими силами постараться разрешить насущные проблемы. 

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях: