×
ДомойО НасБлог

Я РЕПЕТИТОРЯ УЧИТЕЛЬЯ ТРЕНЕР

Почему школьники все чаще ругаются матом

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Проживая в обществе, люди всех возрастов часто слышат, и, соответственно, употребляют нецензурную лексику в повседневной жизни. Прискорбно то, что оградить ребенка от влияния этих слов практически не представляется возможным. Ведь подобные выражения можно услышать практически от любого человека и в любом месте. 


Печально, но нет такого места с большим скоплением людей, где не проскочило бы бранное слово. Особо ярко проявляется это в школах. Нецензурные выражения можно услышать буквально везде: на перемене, в столовой, а некоторые смельчаки позволяют себе так высказываться в присутствии учителя. 


Притом из уст старшеклассников это слышится намного чаще и оправданнее, чем от детей помладше. 


Безусловно, с таким явлением можно, а главное, нужно бороться. Ведь спустя некоторое время мат легко сможет укорениться в речи, что будет автоматически применяться буквально в каждом разговоре. 


Однако, перед тем, как начать бороться с таким поведением, нужно знать истинную причину его появления. 

Фото: pexels .com mohamed Abdelgaffar

Почему дети ругаются матом? 


Существует множество причин, по которым ученик начинает сквернословить: 


  • Он хочет привлечь к себе внимание взрослых. Особенно актуальна эта причина для детей младшего, а также дошкольного возраста. Часто они, услышав неприличное слово, спешат сказать его родителям. Те в ответ могут отреагировать бурным смехом, что понравится любому чаду. Ведь таким образом он станет в центр внимания. В детском возрасте дети особенно это любят. Не исключение и дети постарше. Они употребляют эти слова в качестве средства достижения внимания взрослых. Родители, в свою очередь, часто реагируют на резкую речь с недоумением. 
  • Выразить эмоции. Часто в стрессовых, непредвиденных ситуациях, ученик может выразить экспрессию чувств, руководствуясь бранными словами. Ведь мат сам по себе несет яркую эмоциональную окраску. К примеру, внезапное падение, опоздание на автобус, и другие ситуации, вызывающие ураган эмоций, часто выражают нецензурной лексикой. 
  • Они хотят показать, что уже не дети. Видя, как взрослые употребляют мат в своих выражениях, дети повторяют за ними, думая, что таким образом они будут с ними наравне. Несмотря на то, что границы матерных слов уже давно стерлись, подобную лексику причисляют к «взрослой». 
  • Желают завоевать авторитетность. Существует такой стереотип, что уважение в лице сверстников можно заработать путем применения матов. Да и в интернете многие не стесняются мата. Возможно, в определенной компании это и будет работать, но в большинстве случаев это смотрится неуместно. 
  • Проявление неуверенности. Часто о человеке, активно использующем бранные слова, можно сделать вывод о его неуверенности. Если суть проблемы заключается именно в этом, стоит отвести ученика к школьному психологу, дабы тот помог разобраться с причиной неуверенности. 


Существует огромное количество причин, почему школьники ругаются матом, но выше приведены самые распространенные. 

Фото: Angel Lopez Almagro pinterest.ru 

Правильная реакция 


Реакция родителей, а также педагогов может быть очень разной. Зачастую реакция и тех и тех эмоционально окрашена. И если родитель может допустить такую ошибку ввиду незнания основ педагогики, то преподавателю делать этого просто недопустимо. 


Так как дети большую часть времени проводят в учебном заведении, от учителя в большей мере зависит то, насколько чистой и правильной будет речь ученика. 


Руководствуясь наиболее гуманными методами можно разрешить возникнувшую проблему. 


Все потому, что жесткие меры по определению несут в себе ответную реакцию. Ученик вполне может взбунтоваться, и назло вам употреблять все больше и больше нецензурной брани. Притом совсем не важно, считал ли он до сих пор мат неприемлемым или нет. 


Поэтому, нужно знать, какими рычагами воздействия воспользоваться, чтобы не усугубить ситуацию. 


  • Подавайте пример своим поведением. Понятное дело, что преподаватель не будет открыто ругаться на уроке, или вне его, речь идет о том, что нужно направить учеников в нужное русло. Например приведите пример личностей, интересных ученикам, которые в своей повседневной жизни (интервью, видео на YouTube и ТВ, поведением) смогут показать, что они совсем не используют мат в своей речи. 
  • Ввиду множества причин дети не могут выразить эмоции и чувства, так как те не имеют достаточного количества словарного запаса. Педагогу лучше вмешаться в этот процесс. К примеру, плохого человека можно назвать редиской, что поможет выразить спектр эмоций без использования ненормативной лексики. 
  • Слова-паразиты по типу «блин» можно заменить на более литературные эквиваленты (неудача, беда, досада и др.). 
  • Каждый раз, когда от ученика вылетит неприличное слово, следует задать ему какую-то работу или дать поручение (помыть доску, полить цветы, поменять воду). Нежелание выполнять подобную работу заставит учащегося следить за языком. 
  • Можно попытаться применить неординарную идею, которая базируется на пресечении мата. Можно поставить в классе специальную баночку, в которую ученики будут складывать по десять рублей за каждый мат. Собранные деньги нужно потратить на нужды класса: на материалы для стенгазеты, новые занавески, цветы для класса и др. Конечно, нестандартную идею стоит обсудить на родительском собрании, чтобы никто не имел ничего против. Стоит сказать, что этот метод является одним их наиболее эффективных, так как мотивация сохранить как можно больше денег, сработает на «ура». 

Фото: shutterstock .com

Заключение 

Известно, что в подростковом возрасте люди чаще ругаются матом, чем во взрослом. Со временем они перерастают этот период, и определенная роль в обществе, статус родителя или добропорядочного сотрудника обязывает максимально сократить выражения в таком духе. 


Но это совсем не значит, что нужно пускать ситуацию на самотек и ждать, пока ребенок сам прекратит использование нецензурных слов. 


Педагогу предстоит большая задача на пути воспитания культурных и образованных личностей. Главное - грамотно использовать меры пресечения негативных поведенческих проявлений. 

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях: