×
ДомойО НасБлог

Я РЕПЕТИТОРЯ УЧИТЕЛЬЯ ТРЕНЕР

Университет или колледж? Как школьнику помочь сделать выбор?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Ежегодно перед молодыми выпускниками 9 и 11 классов встает вопрос о дальнейшем обучении и выборе направления для подготовки. Однако принять решение в условиях нескончаемого потока стресса в связи с активной подготовкой к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, которые постоянно усложняются и все больше отдаляются от современных реалий, необходимости определиться с будущей профессией «раз и навсегда, бесповоротно и окончательно» в столь юном возрасте оказывается очень сложно, а зачастую даже слишком тяжело. В связи с этим у многих учеников возникает вопрос: “Где учиться после 9 класса?”


Фото:  firestock.ru/ author/ fireman


В итоге единственными людьми, которые могут помочь школьнику не ошибиться и не корить себя за это, становятся только 2 семьи – домашняя или школьная. Но как это сделать? Попробуем разобраться ниже.

План первоначальных действий

Для начала нужно поставить себя на место поступающего и вспомнить себя в его возрасте, но с учетом того аспекта, что система образования постоянно меняется, и нередко далеко не в лучшую сторону. То, что было прошлом, может не соответствовать суровому настоящему, и наоборот. Согласитесь, что дискуссии на тему разницы между экзаменами былых лет и нового формата уже продолжаются достаточно долго.


В связи с этим появляется необходимость познакомиться с обоими вариантами специализированных учебных заведений, ориентированных на подготовку молодых людей к будущей профессии, как можно ближе. В итоге, куда идти после 9 класса? Колледж или университет?


Как известно, многие семьи отдают предпочтение уходу девятиклассников в колледжи, ставшие отличным оплотом не только для самого процесса обучения, но и для первого опыта работы по специальности. Данное преимущество позволяет ученикам более глубоко проникнуть в самую суть выбранной профессии и понять, насколько реальность соответствует ожиданиям.


Однако в общих чертах того же результата можно добиться и путем проведения беседы с опытным профессионалом либо, в случае наличия такой возможности, посещения места работы, аналогичного планируемому.


Главное же заключается в том, что выпускник должен понимать, как будет устроен график, в каком формате придется работать и что важно учитывать в этом процессе. Наблюдая на практике за процессом, в котором ему предстоит участвовать в будущем, ребенок начинает понимать, на что следует ориентироваться, чему придавать большее значение в процессе предварительного обучения, а также зачем оно вообще нужно.


Возможно, именно на этом этапе он придет к выводу, что предпочел бы другую специальность, и здесь важно учитывать, что мы имеем дело с только-только начинающей формироваться в своем постоянном виде личностью, которой сложно сразу принять решение, ведь его принято подавать как определяющее всю дальнейшую жизнь. Отсюда вытекает следующий аспект рассматриваемой проблемы, а именно чрезмерная психологическая нагрузка.

Фото:  firestock.ru /author/ firestock/

Как правильно себя вести при предопределении своего будущего?

Несомненно, полностью устранить давление на ученика невозможно, ведь, как правило, именно в этом возрасте происходит полная перестройка сознания, происходящая на фоне углубления восприятия и переживаний по поводу любых проблем, из-за чего появляется склонность к утрированию сложившейся ситуации: выпускнику кажется, что один неверный шаг может стоить ему всей дальнейшей карьеры. К этому прибавляется множество внешних раздражителей, в роли которых попеременно выступают выбор профессии, составление списка экзаменов, необходимых для поступления по выбранному направлению, и последующая подготовка к ОГЭ, не говоря уже о том, что от ребенка требуют заранее определиться, кем он будет работать через добрый десяток лет. И все же стоит определиться куда пойти учиться после 9 класса.


Поэтому сам выбор между колледжем и институтом нужно осуществлять совместными усилиями, разобравшись в вопросе вместе с обучаемым. Очень сложно самостоятельно принять решение в столь юном возрасте, что совершенно не принимается во внимание при разработке современной российской системы образования, однако это вовсе не значит, что необходимо навязывать выпускнику собственное мнение, даже если Вы делаете это неосознанно и руководствуетесь как личным опытом советами успешных знакомых, так и рекомендациями специалистов, официальными данными статистики либо научных исследований. Принципиальное отличие данной позиции от той, к которой нужно стремиться, заключается в объединении с учеником во имя общей благой цели. Он должен понимать, что не все нацелено против него и что есть люди, которые хотят оказать посильную помощь и моральную поддержку. И кто как не преподаватель, отлично знающий своего воспитанника, черты его характера, увлечения и хобби, а также таланты и умения, может в этом помочь.

Фото: theodysseyonline. com/ favorite-professor-thank-you

Немного ценных рекомендаций

Еще одно важное правило, которого следует придерживаться в целях обеспечения готовности поступающего к трезвой оценке ситуации, гласит: не забывайте предлагать необычные альтернативные варианты, близкие ему по духу, ведь вполне возможно, что ребенок мог о них просто не слышать, например хорошим выбором будут колледжи при вузах. Даже если в Вашей области нет подходящих учебных заведений, рассмотрите совместно с его родителями вопрос о переезде или поступления на заочной основе в случае, если предложенная специальность действительно придется по душе выпускнику. Главное – помнить, что решается вопрос о его счастливом будущем, о том, чем он хотел бы заниматься, ведь именно этот фактор является определяющим в деле выбора между институтом и университетом: если ребенок не будет полностью уверен в принятом решении, то со временем оно может обернуться против него самого. Например, отпадет желание учиться или же потраченное на образование время покажется уничтоженным впустую.


Кроме того, каждый из вышеперечисленных вариантов обладает своими преимуществами. Например, при обучении в колледже появляется возможность приобрести определенный опыт работы по выбранной профессии, а в случае необходимости в дальнейшем поступить в институт на второй курс (если колледж будет предусматривать подобное, что следует учитывать заранее), уже успев приноровиться к распорядку данного учебного заведения: занятия в колледже обычно длятся столько же (1,5 часа), но при этом сохраняется практика классного руководства, не теряют свою актуальность и родительские собрания. Таким образом, ребенок делает первые шаги на пути к взрослой жизни под чутким руководством, однако это потребует больших временных и материальных затрат, нежели при получении традиционного полного среднего образования и перехода в ВУЗ согласно результатам ЕГЭ, а также (и это главное!) уверенности в принятом решении. Надеемся мы хотя бы немного ответили на ваш вопрос: “Куда пойти учиться после 9 класса?”.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях: